На чем и сколько зарабатывает каршеринг в Москве

Согласно исследованиям компании JPMorgan в 2018 году рынок кратковременной аренды автомобилей в Москве получил статус самого быстро развивающегося в мире. В среднем на одно арендованное транспортное средство приходится 1080 жителей столицы. За 2018 год клиенты сервисов ежедневно совершали около 60 000 поездок в день, что в год составило более 12 000 000 сессий аренды.


Смотря на такую статистику и учитывая рост популярности сервиса, многих пользователей начинают интересовать особенности кратковременной аренды как бизнес-процесса. Особенно такие вопросы, как прибыль каршеринга в Москве, а также на чем и сколько зарабатывают его владельцы. Если вам тоже интересна эта тема, читайте нашу статью.

Особенности бизнеса: стоимость услуг в России и за рубежом

Уровень дохода сервиса в Москве, не говоря уже о СПб, Сочи, Уфе и других городах России, в которых представлен сервис поминутной аренды авто, значительно ниже, чем в городах Европы и Америки. Отечественная каршеринговая индустрия все еще находится в начальной стадии развития. Первые попытки создать сервис кратковременной аренды в России были около 5-6 лет назад, а правительство Москвы поддержало проект и запустило специальную программу только три года назад.

Стоимость кратковременной аренды в России практически в два раза ниже, чем в европейских городах. Средняя цена поездки варьируется исходя из времени года, класса и модели выбранного автомобиля и особенностей тарифного плана оператора.


Например, в летнее время года средняя стоимость поездки на машине класса «Эконом» составит 330 рублей, «Комфорт» – 370. В зимнее время эти цифры будут больше из-за увеличения времени в движении. Аренда премиального автомобиля летом будет стоить около 550 рублей, а зимой примерно 620 рублей.

Если в России минута аренды Smart Fortwo составляет 9 рублей, то, например, в Германии, она стоит 20 рублей. Что действительно в два раза выше.

Как заработать на каршеринге: основные каналы получения прибыли

  1. Основной бизнес-моделью, по которой работают операторы, является плата клиентов за получение услуги кратковременной аренды автомобиля.
  2. В качестве дополнительной монетизации процесса может выступать размещение рекламы на автомобиле, но этот вариант составляет всего пару процентов от общей выручки.

Если смоделировать ситуацию, что одна транспортная единица находится в аренде у разных пользователей 24 часа без перерыва, то при средней стоимости минуты поездки в 10 рублей она принесет 14 400 рублей. Важно учесть, что типичный показатель загрузки авто – 6 часов. Согласно этим параметрам, суточный доход от передачи одного автомобиля в аренду составляет 3 600 рублей.


Для такой бизнес-модели особенно важным становится показатель спроса сервиса у пользователей. Для максимизации выручки с одного авто, операторам необходимо прикладывать усилия для обеспечения его постоянной аренды и сокращения времени простоя машины без клиента.

Для повышения спроса на услуги, компании принимают различные меры, – например, устанавливают более низкую стоимость аренды в утренние часы. Такая форма тарификации позволяет привлечь клиентов, но она не является панацеей. Утренние тарифы чаще всего покрывают только затраты на топливо и сервисное обслуживание транспортного средства. Выбирая такой формат, операторы делают ставку на то, что средства для обязательного лизингового платежа, за взятые у дилера автомобили, будут получены благодаря более дорогостоящим дневным и вечерним поездкам. Но этот вариант не всегда работает.

Лизинг автомобилей у автодилеров

Большинство операторов берут транспортные средства по программе операционного лизинга. Некоторые организации выбирают смешанную форму, совмещая операционный и финансовый лизинг в одинаковых размерах. Исходя из варианта сотрудничества, который был установлен между оператором и автомобильным дилером, каждый сервис может получить скидку в 10-15%. Если организация приобретает сразу большое количество транспортных средств, автодилер может предложить и другие более выгодные предложения, например, дисконтное сервисное обслуживание.


Различные формы лизинга определяют что произойдет с автомобилем после истечения трех лет. Три года – это срок, более которого машина не может быть использована в сервисе кратковременной аренды авто. Такое правило распространяется на всех операторов московского каршеринга. Согласно условиям одной формы лизинга, автомобиль в дальнейшем должен продавать лизингодатель, по правилам другой формы – оператор.

Автодилеры охотно идут на сотрудничество с каршерингами, и с легкостью предоставляют им различные бонусы благодаря получению собственной выгоды. Когда оператор оптом закупает автомобили, автопроизводитель получает мощную маркетинговую поддержку:

  • оператор увеличивает число транспортных средств определенной марки на дорогах города и гарантирует их постоянное присутствие;
  • пользователи совершают тысячи тест-драйвов, причем по собственному желанию и за собственные деньги.

На чем зарабатывает каршеринг: оптимизация бизнес-процессов

Для пользователей наиболее выгодным временем для использования сервиса являются поздний вечер и ночь, когда на дорогах уже нет пробок. При низкой загруженности дорог сокращается время в пути, следовательно, и денежная сумма за аренду будет меньше. В период акций стоимость одной минуты аренды начинается от трех рублей, средняя цена составляет 9 руб./мин, то есть 500 рублей за час или 180 руб. за 20 минут. Что по факту является ниже стоимости такси.

Использование личного авто, независимо от времени суток, в любом случае будет дороже, так как нужно учитывать все затраты – от заправки бака до налоговых выплат. При выборе каршеринга, все эти заботы переходят на плечи арендодателей.

Чтобы не работать в минус, операторам необходимо постоянно искать пути для минимизации финансовых издержек. Например, в вопросах ремонта транспортных средств, выбирать не официальных сервисных дилеров, а нанимать в штат собственных механиков. Или в вопросах обеспечения топлива – договариваться с топливными компаниями о получении определенных привилегий. Также важную роль играет разработка эффективной технологической платформы и ее постоянное развитие.

Для оптимизации бизнес-процессов каждая компания предпочитает идти по собственному пути, не желая раскрывать секреты конкурентам. Но некоторая информация все же есть в открытом доступе.

  • Яндекс.Драйв разработал «умные» тарифные планы с применением встроенных сервисов Яндекс. Гибкая тарификация происходит благодаря использованию специального алгоритма, который учитывает спрос на услугу и ситуацию на дороге. Например, в утренние часы поездки дешевле из-за их длительности. У оператора оптимизирована большая часть процессов, что позволяет сокращать затраты. Алгоритмы отвечают практически за всё – от диагностики автомобиля до распределения ТС на мойку.
  • Руководство Делимобиля приняло решение выполнять большую часть сервисных работ самостоятельно. В штате компании есть механики, мойщики, заправщики и перегонщики машин. Такой подход позволяет оптимизировать процесс обслуживания автопарка, а также контролировать ход восстановления транспортных средств. Собственный сервис дает возможность ускорить все работы по ремонту машин, тем самым, сокращая время их отсутствия на линии. В компании считают, что собственный сервис и прохождение техобслуживания у авторизованного дилера – это хорошая возможность для сокращения издержек.
  • В YouDrive пошли по иному пути. Руководство считает, что новичкам на рынок каршеринга в настоящее время будет особенно сложно выйти. Поэтому компания создала YouDrive Pool. Начинающему предпринимателю необходимо закупить от 10 автомобилей и подключиться к системе. Никаких дополнительных затрат нет. Обслуживание транспортных средств и мобильного приложения, а также обеспечение новичка клиентской базой берет на себя YouDrive. Так компания расширяет свою сеть и не пускает на рынок новых конкурентов. Lifcar предлагают всем желающим развивать бизнес под их брендом, другими словами, франшизу. Уже 16 франчайзи из столицы и регионов присоединились к оператору.
  • Lifcar предлагает своим франчайзи автопарк, услуги колл-центра, маркетинговую и рекламную поддержку, возможность использования единой мобильной платформы и быстрый запуск бизнеса – в течение месяца. Оператор, в свою очередь, получает паушальный взнос от 3 до 8 млн. руб. (средства за вход во франшизу) и роялти (регулярный платеж от франчайзи).

Что ждет каршеринг в будущем

Большинство экспертов сходятся во мнении, что новичков на рынке появится немного. Существующие компании были запущены на нулевом рынке, поэтому с легкостью заняли свободную нишу. После установление количества игроков на рынке, операторы постепенно начнут переставать демпинговать и повышать цены, так как новых конкурентов уже можно будет не ждать.