Согласно исследованиям компании JPMorgan в 2018 году рынок кратковременной аренды автомобилей в Москве получил статус самого быстро развивающегося в мире. В среднем на одно арендованное транспортное средство приходится 1080 жителей столицы. За 2018 год клиенты сервисов ежедневно совершали около 60 000 поездок в день, что в год составило более 12 000 000 сессий аренды.
Смотря на такую статистику и учитывая рост популярности сервиса, многих пользователей начинают интересовать особенности кратковременной аренды как бизнес-процесса. Особенно такие вопросы, как прибыль каршеринга в Москве, а также на чем и сколько зарабатывают его владельцы. Если вам тоже интересна эта тема, читайте нашу статью.
Уровень дохода сервиса в Москве, не говоря уже о СПб, Сочи, Уфе и других городах России, в которых представлен сервис поминутной аренды авто, значительно ниже, чем в городах Европы и Америки. Отечественная каршеринговая индустрия все еще находится в начальной стадии развития. Первые попытки создать сервис кратковременной аренды в России были около 5-6 лет назад, а правительство Москвы поддержало проект и запустило специальную программу только три года назад.
Стоимость кратковременной аренды в России практически в два раза ниже, чем в европейских городах. Средняя цена поездки варьируется исходя из времени года, класса и модели выбранного автомобиля и особенностей тарифного плана оператора.
Например, в летнее время года средняя стоимость поездки на машине класса «Эконом» составит 330 рублей, «Комфорт» – 370. В зимнее время эти цифры будут больше из-за увеличения времени в движении. Аренда премиального автомобиля летом будет стоить около 550 рублей, а зимой примерно 620 рублей.
Если в России минута аренды Smart Fortwo составляет 9 рублей, то, например, в Германии, она стоит 20 рублей. Что действительно в два раза выше.
Если смоделировать ситуацию, что одна транспортная единица находится в аренде у разных пользователей 24 часа без перерыва, то при средней стоимости минуты поездки в 10 рублей она принесет 14 400 рублей. Важно учесть, что типичный показатель загрузки авто – 6 часов. Согласно этим параметрам, суточный доход от передачи одного автомобиля в аренду составляет 3 600 рублей.
Для такой бизнес-модели особенно важным становится показатель спроса сервиса у пользователей. Для максимизации выручки с одного авто, операторам необходимо прикладывать усилия для обеспечения его постоянной аренды и сокращения времени простоя машины без клиента.
Для повышения спроса на услуги, компании принимают различные меры, – например, устанавливают более низкую стоимость аренды в утренние часы. Такая форма тарификации позволяет привлечь клиентов, но она не является панацеей. Утренние тарифы чаще всего покрывают только затраты на топливо и сервисное обслуживание транспортного средства. Выбирая такой формат, операторы делают ставку на то, что средства для обязательного лизингового платежа, за взятые у дилера автомобили, будут получены благодаря более дорогостоящим дневным и вечерним поездкам. Но этот вариант не всегда работает.
Большинство операторов берут транспортные средства по программе операционного лизинга. Некоторые организации выбирают смешанную форму, совмещая операционный и финансовый лизинг в одинаковых размерах. Исходя из варианта сотрудничества, который был установлен между оператором и автомобильным дилером, каждый сервис может получить скидку в 10-15%. Если организация приобретает сразу большое количество транспортных средств, автодилер может предложить и другие более выгодные предложения, например, дисконтное сервисное обслуживание.
Различные формы лизинга определяют что произойдет с автомобилем после истечения трех лет. Три года – это срок, более которого машина не может быть использована в сервисе кратковременной аренды авто. Такое правило распространяется на всех операторов московского каршеринга. Согласно условиям одной формы лизинга, автомобиль в дальнейшем должен продавать лизингодатель, по правилам другой формы – оператор.
Автодилеры охотно идут на сотрудничество с каршерингами, и с легкостью предоставляют им различные бонусы благодаря получению собственной выгоды. Когда оператор оптом закупает автомобили, автопроизводитель получает мощную маркетинговую поддержку:
Для пользователей наиболее выгодным временем для использования сервиса являются поздний вечер и ночь, когда на дорогах уже нет пробок. При низкой загруженности дорог сокращается время в пути, следовательно, и денежная сумма за аренду будет меньше. В период акций стоимость одной минуты аренды начинается от трех рублей, средняя цена составляет 9 руб./мин, то есть 500 рублей за час или 180 руб. за 20 минут. Что по факту является ниже стоимости такси.
Использование личного авто, независимо от времени суток, в любом случае будет дороже, так как нужно учитывать все затраты – от заправки бака до налоговых выплат. При выборе каршеринга, все эти заботы переходят на плечи арендодателей.
Чтобы не работать в минус, операторам необходимо постоянно искать пути для минимизации финансовых издержек. Например, в вопросах ремонта транспортных средств, выбирать не официальных сервисных дилеров, а нанимать в штат собственных механиков. Или в вопросах обеспечения топлива – договариваться с топливными компаниями о получении определенных привилегий. Также важную роль играет разработка эффективной технологической платформы и ее постоянное развитие.
Для оптимизации бизнес-процессов каждая компания предпочитает идти по собственному пути, не желая раскрывать секреты конкурентам. Но некоторая информация все же есть в открытом доступе.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что новичков на рынке появится немного. Существующие компании были запущены на нулевом рынке, поэтому с легкостью заняли свободную нишу. После установление количества игроков на рынке, операторы постепенно начнут переставать демпинговать и повышать цены, так как новых конкурентов уже можно будет не ждать.