Существуют разные форматы пользования услугами каршеринга. В России получила развитие модель one-way – операторы, которые владеют парком автомобилей, сдают их в аренду водителям, зарегистрированным в системе. При этом аренда может быть поминутной или посуточной.
Но есть и другие форматы передачи машины другому лицу в кратковременное пользование. Например, p2p, или социальный каршеринг. Это двусторонняя система, при которой можно стать как арендатором, так и арендодателем. Автопарк социального каршеринга формируется из машин, которые находятся в собственности не у одной компании, а у разных владельцев. Система особенно удобна в регионах, где классическая one-way модель еще не появилась.
Сдать автомобиль в каршеринг по системе p2p можно через специальные сайты. Они агрегируют все предложения и гарантируют безопасность. Цены вариативны, многое зависит от марки автомобиля, пробега, состояния. Чтобы стать участником, необходимо пройти регистрацию, загрузить информацию о машине. Чаще всего, владелец сам определяет требования к арендаторам и устанавливает цену. В отличие от классического каршеринга в p2p многое решают личные договоренности.
Безопасность обеспечивается проверкой водителей со стороны агрегатора и страховкой. Владелец имеет право отказать пользователю в аренде, если тот не подходит под критерии или вызывает опасения. Агрегатор предлагает оформление страховки, тип которой определяется сделкой.
Р2p особенно популярен за границей. Например, в США на долю только одного оператора Getaround приходится около полумиллиона пользователей. В России такая система только набирает обороты. Наиболее крупный агрегатор – Rent-a-Ride.
Rent a Ride – это платформа для обмена машинами между владельцами и арендаторами. В базе сервиса более 3000 автомобилей разных марок, комплектаций и возраста. В Rent a Ride собраны как предложения собственников, так и прокатных компаний.
Платформа обеспечивает взаимную защиту собственника и арендатора. У сервиса есть собственная служба безопасности, которая проверяет документы, отсеивает ненадежных водителей (например, с криминальным прошлым) и понижает рейтинг нарушителям договора. Кроме того, есть юридическая поддержка. Большинство спорных вопросов решаются через колл-центр сервиса.
Под каждый вид сделки можно оформить страховку. Для полной безопасности есть посуточное КАСКО. Оно позволяет оплачивать дорогую страховку только за те дни, когда автомобиль в аренде.
Нестраховые риски покрывает залог. Устанавливать его или нет решает владелец машины, он же определяет сумму.
Если хозяин автомобиля прописал в договоре правила пользования (не курить в салоне, не перевозить домашних животных), при их невыполнении арендатор должен будет заплатить штраф.
В карточке автомобиля владелец указывает, насколько заполнен бак машины. Арендатор должен вернуть авто с аналогичным количеством топлива или доплатить за расход бензина – условия согласовываются между сторонами.
У каждой машины есть локация, которая указана на сайте. Можно предложить клиенту доставку по нужному адресу за дополнительную плату или бесплатно.
Стоимость аренды устанавливает хозяин машины. При расчете следует ориентироваться на калькулятор Rent-a-Ride, он доступен на сайте компании. Но рекомендуемую стоимость можно менять как в меньшую, так и в большую сторону. Так, чтобы сдавать машину чаще, стоит опустить стоимость. А если автомобиль находится в оживленном районе, аренду можно поднять.
Вопрос цены можно обсудить с поддержкой платформы.
После подтверждения аренды на банковской карте арендатора блокируется сумма залога. В случае нанесения нестрахового ущерба залог переводится на карту (или счет) владельца.
Платформа забирает 10% от стоимости сделки. Хозяин машины получает сумму за вычетом комиссии.
Как сдать авто в аренду через каршеринг P2P: зарегистрируйтесь на сайте, добавьте данные о ТС, установите условия эксплуатации автомобиля (можно добавить требования к стажу водителя или его гражданству, к сроку аренды или местности поездки). После этого необходимо дождаться заявки на аренду. Когда она поступит, с потенциальным арендатором нужно связаться через чат или позвонить по телефону. Более подробно условия эксплуатации и передачи машины обсуждаются напрямую. При этом владелец полностью контролирует сделку. Даже если арендатор подошел под установленные фильтры, в прокате ему можно отказать до заключения договора.
После согласования условий стороны заключают сделку – подписывают договор и акт передачи.
Помимо Rent-a-Ride есть сервис Darenta. Он работает в 121 городе, в автопарке более тысячи зарегистрированных автомобилей. Чтобы стать участником, нужно пройти регистрацию на сайте или в мобильном приложении. Правила примерно такие же, как у Rent-a-Ride.
Стоимость проката определяет владелец машины. К установленной сумме прибавляется комиссия сайта (1%) и комиссия платежной системы (Darenta работает с Юнителлером). Арендатор видит итоговую сумму со всеми комиссиями.
Безопасность обеспечивается страхованием КАСКО, на время аренды оформляется страховка мультидрайв. От штрафов владельца защищает договор – в нем прописано, что платить за нарушения должен арендатор.
Другой сервис – Use My Car. Сдать можно машины, подходящие под требования (только легковые, 2005 или более позднего года выпуска, с пробегом менее 200 тысяч км, со страховкой ОСАГО без ограничений). Правила регистрации и использования платформы почти такие же, как и у аналогичных сервисов. Комиссия сервиса – 10%.
Все зависит от марки и модели авто, срока проката. В день за машину вроде Kia Rio можно получить, в среднем, 1800 рублей. Александр Ладыгин, основатель сервиса Rent-a-Ride, сообщает о потенциальной прибыли в размере 10% от стоимости автомобиля в месяц, если сдавать машину регулярно.
С учетом того, что на машину в год уходит 20-30 тысяч минимум (без бензина, парковки и штрафов), а в стоимости она ежегодно теряет 10-15%, даже при сдаче авто один раз в неделю, можно окупить расходы и получить прибыль.
Однако не стоит забывать, что даже когда владелец полностью контролирует аренду, он может столкнуться с риском потерь. Например, если авто забронировано арендатором, но срочно понадобилось владельцу, уже собственнику придется заплатить штраф за нарушение условий сделки. Также владелец несет ответственность за своевременность и объективность информации о машине.
Стоит ли покупать машину в кредит ради передачи в аренду? Если машина подержанная, ее цена может окупиться за год регулярной аренды. Однако закредитованный автомобиль можно сдавать, только если нет никаких ограничений в кредитном договоре. В противном случае, агрегатор может не выставить машину на сайт.
В столице активно развивается классический каршеринг, когда машины сдает компания-владелец. На этом фоне могут возникнуть сомнения в целесообразности проката частных автомобилей.
Однако модель социального шеринга P2P тоже набирает популярность. Во многом это связано с тем, что крупные операторы, работающие по классической схеме, более ориентированы на краткосрочный прокат (от нескольких минут до пары часов). Суточные тарифы дороже, сложнее взять машину на несколько дней. Кроме того, машины оклеены фирменными знаками, это тоже смущает многих пользователей.
P2p решает проблемы классической модели carsharing. Взять машину на сутки можно от 900 рублей (дешевле, чем у операторов), при этом доступны разные модели и комплектации. Автопарк Rent-a-Ride больше, чем у любого оператора каршеринга в Москве. Машину можно забронировать заранее – так к определенному дню водитель точно будет знать, что сможет воспользоваться машиной и она будет готова к поездке. Поскольку многое зависит от личного общения, цену можно снизить или договориться об удобных условиях передачи/ пользования авто.
Еще одно важное преимущество p2p в том, что сдать свою машину в каршеринг можно не только в Москве, но и любом другом регионе. А значит, пользователи получают возможность арендовать авто вне зависимости от развития в городах классических компаний.
Все эти преимущества говорят о том, что социальный каршеринг будет развиваться, а вместе с ним повысится и спрос на автомобили владельцев.