Необходимо определиться с понятиями, прежде чем приступать к разработке всякого плана. Каршеринг – всё ещё новое для многих слово, которое просто заменяет длинное словосочетание «краткосрочная аренда автомобилей». В отличие от «простой» аренды машин, данный вид бизнеса широко распространился не только в западных странах, но и по всему миру. Россию уже можно причислить к числу бурно развивающихся в этом направлении стран, а Москва и вовсе – один из лидеров.
Толчок развитию каршеринга дают крупные города, миллионники. Поскольку их в России только официально уже насчитывается шестнадцать (в остальной Европе – чуть более двух десятков), то странно было бы ожидать того, что каршеринг как бизнес в стране не приживётся.
Сегодня на российском рынке уже не один десяток действующих игроков. Учитывая, что всё больше людей узнают о том, как организован каршеринг, можно ожидать усиление конкуренции в несколько раз в ближайшие несколько лет. Данный вид бизнеса всё чаще становится доступным для малых предпринимателей, притом не только в городах-миллионниках.
Основной спрос на краткосрочную аренду автомобилей обеспечивают жители крупных городов. Как правило, они социально активны, но это не является строгим правилом. Чтобы понять, как устроен бизнес каршеринг в Москве или Санкт-Петербурге, в первую очередь необходимо понимать, что наиболее надёжные и частые пользователи – это офисные работники, которым не просто удобно, комфортно, но и выгодно ездить не на своей машине час-два, а то и буквально несколько минут.
Путь от дома до офиса и обратно часто занимает от двух часов и более: сюда могут входить и путь пешком до места отправления (метров, автобусные и троллейбусные, травмайные остановки), и пересадки, и путь до работы; и, соответственно, обратная последовательность «путешествия». Учитывая рост тарифов на общественный транспорт, каршеринг может оказаться более выгодным предприятием и по временным затратам, и по финансовым, и по части удобства.
Не стоит забывать, что на каршеринге добраться до места могут минимум 3-4 человека, что в конечном итоге даст ощутимую выгоду. В этом отношении на ум сразу приходят услуги такси. Однако и у «жёлтых шашечек» краткосрочная аренда способна выигрывать, поскольку таксисты, если искать наиболее экономный вариант, могут плохо знать город или вовсе с трудом изъясняются по-русски, ожидание порой превосходит все разумные пределы; чтобы максимально снизить риски неудачной поездки, придётся заплатить подчас немалую сумму.
В общем, каршеринг как бизнес-проект не просто имеет право на жизнь, а сформировался под влиянием самых обычных экономических условий. Стремление граждан узнать, как открыть каршеринг и как на нём заработать держится на всё ещё невысокой конкуренции, которую мы видим. Разве что в Москве рынок краткосрочной аренды заполнился быстро, однако в главном городе России местные власти, мэрия и правительство, оказали существенную поддержку, обеспечив массой «зелёных зон» – мест для парковки.
На сегодня для организации бизнес-каршеринга в Москве уже недостаточно нескольких автомобилей – вас просто не заметят. Заметным же быть жизненно необходимо, и при малом автопарке запустить «сарафанное радио» будет крайне трудно; точнее, процесс получится крайне не быстрым. Другой вариант – агрессивная реклама, но сам по себе этот вариант не выгоден при наличии всего нескольких, и даже десятка единиц техники.
Чтобы открыть каршеринг в Москве и получить рентабельное предприятие, необходимо иметь в наличии хотя бы несколько десятков автомобилей и такой уровень организации дела, который позволит избежать большей части ошибок новичков. Неплохо изучить на практике ошибки, которые допускали другие операторы, ваши конкуренты. Например, поначалу некоторые из них заходили на рынок без мобильного приложения, а теперь эта опция является фактически обязательной. Само собой, за разработку придётся заплатить.
Важно проработать юридические вопросы и вопросы страховки, обратившись к соответствующим специалистам. Впрочем, для конечного клиента данные вопросы второстепенны, и сталкиваются они с ними только при возникновении проблем – чтобы не подмочить репутацию, загубив дело из-за одной мелкой аварии, следует заранее позаботиться о юридической, страховой поддержке.
Впрочем, каршеринг как бизнес способен выжить только тогда, когда клиент получает то, что его интересует первым делом. В перечень таких клиентских запросов следует включить следующие:
По своей форме организация каршеринга в регионах, на местном уровне не отличается от столичной, но имеет свою специфику. Конечно, речь идёт о том, что краткосрочная аренды автомобилей вообще в диковинку в очень многих отдалённых (и не очень) от столицы местах. Однако в мире немало примеров того, как этот бизнес имеет право на жизнь в городах с населением в несколько сотен и даже десятков тысяч человек.
В России открыть каршеринг в регионе без города-миллионника до недавних пор не доводилось никому (первым исключением стал Грозный), но свои операторы есть и в Сочи, и в Подольске. Чтобы заработать на аренде, скорее всего, потребуется терпение.
Первая задача – приучить клиентов к тому, что брать машину на пару часов в аренду – это нормально. В этом отношении важно осуществлять ликбез, доступно объясняя механизм работы каршеринга на официальном сайте, в мобильном приложении. Ускорит процесс взаимодействие с популярным местными СМИ, особенно в интернете.
Вторая важная задача – обеспечить стабильную работу. Ожидать чудес на первых порах не стоит. Но избежав ряда ошибок предшественников и используя опыт конкурентов, открыть рентабельный каршеринг-бизнес и в Москве, и в регионе вполне реально.
Важно заметить, что необязательно набивать шишки, стартуя с нуля. На сегодняшний день есть предложения уже действующих операторов – франшиза. Оплатив её, вы избавите себя от многих вопросов по тому, как открыть каршеринг-компанию, получите готовую модель и инструменты: мобильное приложение, зоны парковок, рекламную площадку и прочие выгоды.