29 марта 2019 года. Время чтения ~10 мин.
С начала появления аренды автомобилей и до её перехода в современное состояние ведутся рассуждения, споры, делаются доклады, всячески исследуется вопрос его актуальности. В центре внимания находится каршеринг: выгодно или нет пользоваться машиной напрокат или разумнее приобрести собственное авто?
Для начала следует рассмотреть плюсы и минусы каршеринга. Затем обратимся к выгодам и недостаткам владения собственным автомобилем. В конце сделаем выводы.
Основной радиус использования взятых в аренду автомобилей – это город. В основном каршеринг ассоциируется с прокатными машинами внутри городской черты – именно этой цели он и служит чаще всего на сегодняшней день. Для кого существует эта услуга? Можно выделить несколько крупных групп:
Определить, насколько выгодно ездить на каршеринге каждой отдельной группе, видится достаточно простой задачей, если обратиться к данным исследования компании Citycarshare, в котором утверждается, что пользование среднестатистическим автомобилем (например, седан объёмом двигателя до 1,6 литров) с помощью каршеринга может оказаться тем выгоднее, чем реже им пользуются. Там же указано, что при 10 и более тысячах километров пробега следует предпочесть собственную машину. Впрочем, исследования проводилось достаточно давно (до 2011 года) в рамках экономических условий США.
Применительно к условиям России важно знать, сколько в среднем проезжают автомобили. Так, производителями традиционно даётся гарантия, которая предполагает следующее: в среднем за год автомобиль проезжает 15 000 километров.
Эти данные с некоторыми отклонениями уже не раз подтверждались – в частности, информационно-аналитическим центром Kompetenz, который в 2014 году представил следующие данные по автовладельцам Алма-Аты, одного из крупнейших современных городов постсоветского пространства:
Согласно этим данным, 42 километра в среднем за сутки проезжает городской автовладелец, 79 километров – «загородный». Если принять условно расход топлива за 10 л / 100 км, то выходит следующее: за сутки езды в городе расходуется 4,2 л, а за те же 24 часа у владельца авто, проживающего за пределами города – 7,9 л.
Теперь для того, чтобы провести расчёт годовых затрат на топливо, достаточно перемножить полученные цифры на 365 дней в году. На данном этапе оставим для расчёта только городской расход, поскольку мы выясняем, выгодно ли ездить на каршеринге в качестве основного способа передвижения по городу; и получим 1533 л в год.
К расходам на топливо следует присовокупить следующие траты:
Отметим, что приведённый выше городской километраж может существенно разниться в зависимости от самого населённого пункта. Так, курортный Сочи, не претендующий пока на статус миллионника, является самым длинным прибрежным городом в мире, и в 200-тысячном Подольске расстояния существенно меньше. Легко при этом предположить, что в Москве и Санкт-Петербурге водителям в среднем приходится преодолевать большее расстояние в среднем за день, с чем и связано распространённое среди каршеринг-операторов ограничение на суточный берег (чаще всего порядка 70 км).
Обычно для определения, что выгоднее, каршеринг или свой автомобиль, исследователи сравнивают в лоб суммы: сколько человеку потребуется трат для езды на арендованном автомобиле то же время, что и на личном. Однако для выяснения данного вопроса куда важнее определиться с целями, а уже затем приступать к подсчётам.
Чаще всего каршеринг используется для поездок на работу / учёбу и обратно. В этом случае авто задействовано эпизодами: от 10-20 минут до 1-1,5 часов в зависимости от дорожной обстановки. В поисках выгоды пользователи стремятся взять в аренду не самые дорогие авто; средняя утренняя цена в Москве составляет 5 руб/мин, а средняя вечерняя – 8 рублей. Даже в том случае, если путь туда и обратно занимает по часу, в день придётся выложить суммарно 780 руб. (300+480) – это плата за время в пути.
Клиенту не нужно думать о том, сколько топлива «сожрёт» пробка или низкая температура воздуха, он не думает о рациональном использовании климат-контроля – обо всём этом подумал оператор. Если трудящийся возьмёт отпуск или уйдёт на выходные, он не забудет о продлении страховки, не будет нести трат за стоянку или содержание гаража.
Используя каршеринг в качестве временного и спланированного способа передвижения по городу, можно сэкономить существенные средства, не приобретая личный автотранспорт.
Выгодно ли ездить на каршеринге на длительный отдых? Выгодно ли пользоваться каршеринг для совершения поездок за много километров от города? Нет никаких сомнений, что здесь обнаруживаются выгоды именно собственного авто. И причина проста: собственный автомобиль можно оставить в любом месте на любое неопределённое время, в течение которого он не будет требовать ни бензина, ни замены расходных материалов, ни поминутной оплаты аренды.